fbpx

Лидерство, глобализация и ценностные основы

Основа демократии – это ценности или процедуры? Насколько конструктивна «власть большинства», учитывая низкий уровень осознанности и высокий уровень манипуляций в медиа? Что составляет основу эволюционного развития общества и полезны ли революции? Как к власти приходят ответственные лидеры и что ими движет? 

Об этих (и многих других) вопросах говорили пару недель назад на семинаре Aspen Italia, “Leadership, Globalization and the Quest of Common Values”, который собрал более 20 участников обширной географии: страны Евросоюза, США, Мексика, Сирия, Великобритания, Индия. Я была рада принять участие от Украины. Как всегда, в ходе семинара обсуждение текстов порождало множество тем, идей и мнений.  Некоторые из них контрастно усиливались культурными и ценностными отличиями среди представителей разных стран. Вот некоторые из таких тем, которые мне показались важными в контексте сегодняшнего дня. Об остальных буду писать постепенно.

 

 

Демократия – это прежде всего ценности или процедуры?
Что первично в становлении общества равных возможностей, открытых рынков и высокой степени толерантности? Мнения группы разделились. Для представителей стран зрелых демократий приоритетными оказались процедуры. Самым свежим примером является Трамп, деструкцию которого система смогла амортизировать и в значительной степени погасить. Вместе с тем, Трамп является демократическим выбором, т.е. тоже результатом работающих демократических процедур. Ценности же демократии на столько вшиты в подкорку западных обществ, что воспринимаются, как естественные и безусловные.

В странах молодых демократий все не так однозначно. Процедуры, взятые с образцов зрелых демократий, накладываются на прежние ценностные системы и превращаются в имитацию. Ценностные системы не меняются динамично, обществу приходится пройти через не одно потрясение, чтобы достаточная часть социума начала переосмысливать привычные мотивации и модели поведения. Таким образом, для нас  ценности оказались двигателями процесса становления демократии.

Тему разбирали на примере Украины, максимально контрастном и показательном в этом вопросе. Для нас демократические ценности и процедуры оказались факторами взаимного давления, раздражения и точками роста. Арифметическое большинство выбирало национальных лидеров в соответствии с инерционными ценностными матрицами – и это про процедуры. Проактивное меньшинство было вынуждено корректировать вектор развития страны через протесты (Революции 2004 и 2014 годов) – и это про ценности. Мы составляем собственный рецепт роста демократии в условиях реакционного большинства – через развитие гражданского общества, постепенной интеграции «новой крови» во власть и свободу слова (пусть и относительную). По мнению участников семинара от западных стран, наш основной вызов –  перейти от привычки революций к практике эволюции.

 

Практика эволюции

Эту темы было особенно интересно обсуждать, поскольку наша страна имеет обширный опыт революций и крайне скудную практику последовательного, спокойного и успешного развития. Эволюция  подразумевает преемственность развития и длительный период времени, достаточный не только для получение первых результатов, но и для их закрепления. Для эволюции группа определила три ключевых социальных составляющих: (1) бережное отношение к традициям, которое выражается прежде всего в системе образования и в отношении к старшему поколению, (2) четко функционирующая система морального самоконтроля, что в большинстве обществ связано с религиозными основами и (3) взаимное уважение граждан друг к другу – и, как следствие этого, взаимное доверие и готовность к взаимной  помощи и благотворительности.
Часть стран – например, Великобритания, США, Италия, Германия – получили «плюс» по всем трем переменным успеха. Часть стран – по некоторым параметрам. Например, Сирия и Мексика опираются на  религиозные основы и сохранение традиций.

Украина оказалась в уникальном положении, по всем трем необходимым составляющим – со знаком «минус». Советский период привел к прерванным и смешанным традициям, отрицанию традиционного (читай: религиозного) ценностного базиса и тотальному взаимному недоверию (включая недоверие любым государственным институциям). Эти разрушения требуют последовательного, старательного восстановления и  периода стабильности и покоя – который, увы, у нас никак не получается обеспечить. Пока что. Ближе всего к нашему положению среди участников оказалась Восточная Германия, страдающая в определенной  степени теми же синдромами пост-совка, от недоверия до попыток искоренения традиций.

Любопытная деталь. В Италии ученики младшей школы проходят обязательный курс изучения «Божественной комедии» Данте. Курс длится три года и подразумевает детальнейший разбор всех стихов, их  толкований и комментариев. Итальянские участники Аспен-группы зачитывали по памяти огромные фрагменты этого произведения. Для меня это стало иллюстрацией того, как может быть организован процесс воспроизводства ценностей в обществе. Фундаментальный, внимательный и очень взрослый разговор с детьми о важных, базовых ценностях, законах и принципах.

 

Лидер, как большая удача для нации
Для большинства стран сейчас актуален дефицит ответственного государственного лидерства и Лидера, который дает мощный импульс развития для своей страны. На примере Вацлава Гавела обсуждали  условия входа во власть человека, который власти не жаждет и воспринимает ее скорее как Долг, нежели как объект страсти. Именно в этом случае Лидер способен беспристрастно корректировать  государственную систему и собственным опытом влиять на систему социальных отношений. Эта тема не вызвала споров и разности мнений в Аспен-группе, но показала огромный запрос на ответственное лидерство национального уровня у представителей абсолютно всех стран.

Безусловный колорит в обсуждение практически всех тем внесли участники Индии – применением категорий кармы и дхармы к государственным и международным процессам. Отдельное обсуждение вызвала  кастовая система общества и ее достоинства, как возможной базы для меритократии (власти достойных).

В целом, международный формат семинара погружает в потрясающий объем, придавая каждой теме, каждому тексту глубокое кросс-культурное звучание.

 

Евгения Близнюк (“Ціннісні основи лідерства в XXI столітті – 1“)

X